Солнышко

"Изучение различных видов детской деятельности"

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Теоретические основы изучения продуктивных видов деятельности у дошкольников с нарушениями речи. 1.1 Понятие продуктивных видов деятельности у детей с нарушением речи. 1.2 Особенности продуктивных видов деятельности у дошкольников с нарушениями речи. 1.3 Развитие речи через конструирование и изобразительную деятельность. Выводы Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Продуктивная деятельность - это деятельность с целью получения продукта обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Дети с нарушениями печи имеют особенности в продуктивной деятельности. В многочисленных педагогических исследованиях отечественных ученых процесс развития детей дошкольного возраста рассматривается в рамках продуктивной деятельности (термин, Л.В. Венгер). Проблема взаимосвязи продуктивных видов деятельности с эстетическим развитием детей раскрывается в работах Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугино, Т.С. Комаровой, Т.Н. Дороновой и др. Актуальность темы. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т. д. Цель исследования: выявление особенностей продуктивной деятельности дошкольников с нарушениями развития речи. Объект исследования: дошкольники с нарушениями речи. Предмет исследования: особенности продуктивной деятельности дошкольников с нарушениями речи. В соответствии с предметом и целью определены следующие задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Подобрать и апробировать методы изучения особенностей продуктивной деятельности у дошкольников с нарушениями речи. 3. Провести исследование на основе изобразительной деятельности. 4. Разработать коррекционные игры и упражнения для детей с нарушением речи. В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования, мы использовали следующие методы: 1.Метод теоретического анализа специальной литературы. 2.Наблюдение. Структура работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. I. Теоретические основы изучения продуктивных видов деятельности у дошкольников с нарушениями речи 1.1. Понятие продуктивных видов деятельности у дошкольников с нарушениями речи. Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие получило в работах Фихте И.Г., который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределенности в определенность, а полученный результат – продукт является рефлексией созданного образа. В современной литературе ориентация на освоение продуктивных (творческих) способов деятельности, отражена в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Г.П. Щедровицкого и др. В словарной статье Б.Г. Мещеряков определил понятие продуктивной деятельности (детской) как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т.д. Вместе с тем любой вид деятельности предполагает целенаправленность и может считаться полным, законченным лишь в том случае, если продуктивен, то есть, это такая деятельность, в процессе которой получен продукт. Кудрявцев Т.В. считает, что в фундаменте развивающейся системы творческих способностей человека лежит его способность к продуктивному воображению «…нацеленному на вычленение и идеальное прослеживание («опробование») возможных траекторий развития и функционирования объектов культуры, на полноценное воспроизведение их общественной сущности, которая никогда не представлена в них эмпирически - налично». К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование). Каждый, из которых может быть представлен исследовательской или изобретательской проблемой. Результатом – продуктом этой деятельности является промежуточный или конечный результат – решение, исследование, идея, идеализация, ресурс, противоречие, постановка задачи, модель, образ, разрешение противоречия и др., осознаваемые когнитивные и личностные изменения. Критерии продуктивной деятельности отражают процессуальные и результативные характеристики, определены их уровни проявления: количественные (многовариантность способов изображения, подбора аналогий, оригинальных ответов, определения функций и др.), качественные (новизна, оригинальность, идеальность, убедительность, гуманность, использование методов творчества и др.). Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Исследования последних лет показывают, что из года в год растет количество детей, имеющих отклонения в речевом и личностном развитии. Развитие детской личности является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать личность детей необходимо различными путями, в том числе и с помощью продуктивной деятельности. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа на занятиях продуктивной деятельностью способствует развитию воображения, представления, развиваются разнообразные движения пальцев рук: координация обеих рук, координация глаз-рука-предмет, зрительный контроль. Основа продуктивной деятельности – это интегрированный подход к занятию, т.е., это процесс который позволяет ребенку снять напряжение, утомление, это переключение на различные виды деятельности. Продуктивной деятельностью называют деятельность ребенка под руководством взрослого, в результате которого появляется определенный продукт созданный ребенком. К продуктивным видам деятельности относятся: конструирование, рисование, лепка, аппликация и др. Самое большое удовольствие для ребенка – это работа с природными или «необычными» материалами + традиционные элементы продуктивной деятельности. Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт позволяет определить отношение ребенка к окружающему миру, его эмоциональное настроение, понимание предмета, как образ целого. Следовательно, продуктивную деятельность можно рассматривать как инструмент диагностики ребенка на развитие когнитивных навыков, а так же на личностное развитие ребенка. Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами. Конструирование Конструктивная деятельность значима и актуальна для развития и коррекции пространственных представлений, образного мышления, речи, творческого воображения, моторики, предпосылок компьютерного конструирования у ребенка с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников. Однако системные исследования по развитию конструктивных способностей у детей с задержкой психического развития практически отсутствуют. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность определить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Коррекционно-развивающиеся задачи: 1. развивать конструктивные способности, самостоятельность, коммуникативные умения у детей с ЗПР, мелкую моторику, интерес к конструированию и движениям; 2. повышать самооценку у детей с ЗПР; 3. анализ постройки совместно с взрослым (дети с ЗПР); Воспитательные задачи: 1. доставить детям радость от совместной деятельности; 2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, аккуратность. Лепка Все прекрасно знают, что лепка из пластилина помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию. Познакомить ребёнка с пластилином можно тогда, когда его можно удобно усадить и помочь ему владеть своими ручками. Но дети с ограниченными возможностями, как показывает наша практика, пластилин не любят, но отказываться от этого вида продуктивной деятельности нельзя, ни в коем случае. Мы заменяем пластилин соленым тестом и постепенно приучаем малышей работать с ним. Тем более, что соленое тесто можно приобрести и в готовом виде, оно очень яркое и приятное для детей. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Рисование Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой новых навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т.п. Работая над рисунком, ребенок учится выделять внешние особенности предмета, главные и второстепенные детали, соотносит одну часть предмета с другой. Учится представлять результат своей работы. Занятия рисованием очень важны. Ребенок учится удерживать определенное положение корпуса, рук, развивает тонкую координацию пальцев; регулирует наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима; учится слушать и выполнять задание. В течение детства изобразительное искусство проходит ряд стадий. По ним можно определить развивается ребенок в соответствии со своим возрастом, опережает его или отстает в развитии. Настоящий возраст ребенка и «возраст развития» не всегда совпадают. На занятиях с детьми мы учитываем их возможности, их потенциал ставим цели для себя и ребенка и последовательно достигаем их. Каждая возрастная норма имеет свои цели и задачи. Самым сложным для нас и детей – это доизобразительный этап, так называемые «каракули». Для того чтобы «каракули» появились необходимо научиться применять силу мышц кисти, научиться удерживать карандаш. Аппликация Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции. На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов. Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать. Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок. У детей, имеющих отставание в развитии, всегда нарушена тонкая координация рук, поэтому самостоятельно пользоваться ножницами они не могут, все заготовки для аппликаций готовятся специалистами или родителями. Также бумагу можно просто рвать на мелкие кусочки, что доставляет детям огромную радость оттого, что они это делают самостоятельно, это улучшает мелкую моторику, увеличивает силу мышц кисти, улучшает координацию пальцев рук, формирует захваты пальцев. Затем эти кусочки дети окунают в клей и наклеивают на лист бумаги. Аппликация, лепка, конструирование, рисование - являются очень важным инструментом при формировании двух высших мозговых функций – праксиса и гнозиса. В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание. Конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества (устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности. Существуют следующие виды конструирования: • из строительного материала, • наборов конструкторов, • бумаги, • природного, и других материалов. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Конструируя из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Оно развивает творческое воображение. К важным условиям организации обучения конструированию следует отнести: • органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.); • целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес; • создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать). Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. По мнению Д.Б. Эльконина, у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. Процесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая, таким образом, их соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. По мнению Т.С. Комаровой, «постепенно малыш переходит к пониманию того, что одно лишь обозначение предмета, без его сходства с оригиналом, не может удовлетворять окружающих. Он стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и, прежде всего взрослые. Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым. При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту». Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.). Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы. Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок. По мнению Л.А. Венгер, в рисунке, несомненно, присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования. Моделирование действительности в рисовании происходит на основе не только графических образов, но и речи, которая выполняет в этой деятельности разнообразные функции. Замыслы младших дошкольников очень неустойчивы. Внешние раздражители, возникшие трудности (не получается, капнула краска) заставляют ребенка отказаться от первоначальной цели. Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Но без специального обучения замыслы детей даже в 5-7 лет часто не детализированы и развиваются по мере создания изображения. Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность и удовлетворяющий свои потребности. В процессе рисования по замыслу дети самостоятельно воспроизводят знакомые образы (цветы растут, рыбки плывут, солнышко светит и т. д.), обогащая свою творческую фантазию. Так же, как при рисовании, в лепке возникают ассоциативные образы, с помощью которых дети дают названия полученным формам, фигурам. По отдельным очертаниям находят, например, сходство комка с животным. Воспитатель поддерживает стремление к образному обозначению и помогает овладеть приемами лепки. Полно передать содержание замысла дети еще не могут. Поэтому, вылепив форму какого-либо персонажа, они дополняют его действия словами (машина едет, заяц прыгает и т. д.). Привлекая внимание к лепке, воспитатель показывает, как можно сделать мишку или петушка, чтобы поиграть с ними. Глядя на это, дети сами стараются вылепить что-либо интересное. Ребенка учат правильно пользоваться пластилином, глиной: не разбрасывать по комнате, лепить на дощечке. Умение передавать разные формы вырабатывается постепенно. Воспитатель учит ритмично, плавно раскатывать в ладонях комок глины или сплющивать его, сглаживать поверхность. Для этого полезно сначала рассмотреть с ребенком предмет (шары, яблоки, грибы, палочки и т. д.), дать подержать его в руках, а затем предложить вылепить. Начиная с трехлетнего возраста в детском саду проводятся занятия аппликацией. При этом главное внимание воспитатель обращает на расположение и наклеивание готовых частей, чтобы из геометрических форм, чередуя их по цвету, величине, получить простейший узор. С интересом ребенок наклеивает аппликацию, имеющую сюжетную основу (фонарики, домик для куколки, тележку и т. д.). Задания по изобразительной деятельности строятся так, чтобы ввести ребенка двух-трех лет в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный совместно с воспитателем рисунок, лепку, аппликацию. Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту, целесообразность их сочетаний. 1.2 Особенности продуктивных видов деятельности у дошкольников с нарушениями речи. Нарушение речи - это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов в речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, расстройство речи представляет собой нарушение вербальной коммуникации. В тех случаях, когда у ребёнка сохранён слух, не нарушен интеллект, однако имеются значительные речевые нарушения, которые сказываются на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории нетипичных детей - о детях с речевыми нарушениями. В соответствии с клинико-педагогической классификации, дети с нарушением речи подразделяются на 5 групп. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, отметим лишь, что в настоящее время всё большее распространение получает психолого-педагогическая классификация, по которой такие дети делятся на 2 группы: - дети с нарушением средств общения (общее недоразвитие речи - ОНР; фонетико-фонематическое недоразвитие - ФФН); - дети с нарушениями применениями средств общения (заикание) Особенности развития (речевого, познавательного, личностного) дошкольников в каждой из этих категорий довольно подробно раскрыты в логопедической и психологической литературе (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов и другие - по развитию детей с ОНР; С.С. Ляпидевский, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова и другие - по развитию дошкольников с заиканием). Психологическое развитие детей с нарушенными, так и сохранными речевыми возможностями, подчинено общим закономерностям возрастных изменений и протекает в условиях ведущего для каждого возраста вида деятельности, благодаря которому формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребёнка. Для детей с первичными речевыми нарушениями характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучения её элементам. В связи с этим развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. Например, по данным исследователей, в дошкольном возрасте у детей с выраженными нарушениями речи (в частности, с ОНР) сосуществующими формами ведущей деятельности является - предметная и игровая, а в младшем школьном возрасте - игра и учение. Тем не менее, для дошкольников с нарушениями речи, как и для их нормально развивающихся сверстников, наиболее активный и значимой деятельностью является продуктивная. Продуктивная деятельность выступает как специфическое средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. В трудовой деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды трудовой деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон трудовой деятельности. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи. Трудовая деятельность в виде игры имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важно постепенно в течение всего года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя и логопеда, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом. Убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия. Как уже упоминалось, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами, дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В трудовой деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности логопед часто употребляет их, говоря о том, что ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг и т. д. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений. Зная, что структура дефекта речи определяет многоплановость коррекционно-воспитательной работы и требует комплексного воздействия на ребенка. В этом комплексе немалое место занимает формирование чувственного восприятия, т.е. сенсорное воспитание, так оно служит основой всего процесса, знакомство детей с окружающим миром и выработки у них элементарных представлений о явлениях природы и общественной жизни. Чувственное познание лежит в основе формирования конкретного, а затем и логического мышления. Оно служит необходимой основой и для формирования мышления и речи. В процессе конструирования дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, справа; учатся понимать и правильно выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси. В трудовой деятельности ребенка необходимо создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи. 1.3 Развитие речи через конструирование, изобразительную деятельность. “… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте”. Платон Начинать целенаправленную работу с детьми нужно не в пять шесть лет, и не перед поступлением в первый класс, а значительно раньше, в младшем дошкольном возрасте. Это позволяет добиться более ощутимого коррекционного эффекта. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Работа воспитателя по развитию речи у детей умения отвечать на вопросы в процессе рисования или конструирования в определенной последовательности. Сначала от ребенка не требуется ответа словом. 1. Достаточно, чтобы он показал предмет или произвел необходимое действие с ним. 2. Затем я побуждаю ребенка произнести слово вместе с собой (сопряженная речь). 3. Далее ребенка побуждаю к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения из 1–2 слов; наконец, разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2–3 слов, и потом из 3–4 слов. Наряду с сопряженной речью, я практикую и отраженную форму речи - повторное произнесение ребенком (или всеми детьми одновременно хором) отдельных слов, фраз вслед за взрослым или другим ребенком. Простые образцы речи я использую в процессе практической деятельности в течение всего занятия. Более сложные - в конце, по завершении работы. Подвожу итог того, что дети сделали на занятии. Содержанием моего рассказа , как правило, является повторение последовательности действий, выполненных детьми, и приглашение их к обсуждению результата работы. На занятиях по конструированию у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить партнерские отношения. Перед каждым занятием я провожу речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создает положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к друг. Чем богаче сенсорные способности детей, тем шире и координированнее их деятельность. Это в свою очередь, активизирует развитие центров речи, дети лучше рассказывают о своих рисунках, составляют рассказы и придумывают сказки. Большое значение на занятиях и свободной деятельности я уделяю пальчиковой гимнастике. Она нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, что для подрастающего поколения дошкольников – насущная необходимость. Умея оперировать компьютерной мышкой и пользоваться клавиатурой, многие пяти – шести летние дети с трудом пользуются ножницами, испытывают проблемы при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками и шнуровкой ботинок. В ходе игры я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. При этом ритмичность, сохраняющийся неизменным порядок слов и рифма успокоят даже легковозбудимого ребенка, помогут ему сосредоточиться. Пальчиковую гимнастику провожу регулярно, начиная с простых упражнений затем постепенно их усложняю. Соблюдаю комфортный для детей темп выполнения. Очень важно хвалить детей и давать точные инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Только так можно получить наибольший эффект от упражнений. Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей. Важную роль в развитии моторики рук играет закрепление навыков, такую работу я провожу во второй половине дня. Вырезание картинок из журналов, альбомов, открыток; вырезание по шаблону или трафарету – полезное и увлекательное занятие для детей. На каждого ребенка в группе мы приобресли тетради по рисованию, в которых дети учатся обводить, дорисовывать, штриховать, срисовывать и раскрашивать. Такая предварительная работа поддерживает интерес к рисованию, предоставляет возможность рисовать более выразительно, самостоятельно действовать на занятиях и изображать то, что им хочется. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы», кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также я использую для развития разных сторон речи. Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности. Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету. Предложение отразить в рисунках образы музыкальных произведений, как правило, вызывает у них положительные эмоции, отклик. При этом содержание рисунков по одному и тому же музыкальному произведению бывают различными: каждый ребенок находит свою тему, композицию изображения. Я при этом стимулирую его творческий поиск, поощряю его самостоятельность. Учу пересказывать, развивать память и продолжать закреплять основные цвета и их оттенки с детьми с помощью игры, которая называется “Цветная сказка”. Я читаю детям вслух сказку, а ребенок должен составить цветовую картину. Как только ребенок услышит название какого-либо цвета в сказке, он берет соответствующий карандаш и закрашивает первый квадрат, затем закрашивает следующий и т. д. Например, “Пришел дед в огород и стал копать черную землю. Решил посадить желтую репку. Стала репка расти. Ботва у нее зеленая. Созрела репка. Стал репку тянуть. Лицо у него стало красное. Сбросил дед на землю серую фуфайку. Небо над ним было голубым. Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть репку. Лицо у бабки стало белым. Солнце над ними оранжевое. Сели они с бабкой на скамейку коричневую. Позвали внучку. Прибежала внучка в бордовом платочке. Зовут Жучку, у нее язык розовый. Позвали Мурку, у не шерстка серая. Стали тянуть репку, тянули-тянули и вытянули. Наступил фиолетовый вечер. Достали коричневый горшок и сварили из репки желтую кашу. ” Ребенок должен вспомнить всю сказку, опираясь только цветовые подсказки. Отсюда, особой заботой для меня являются дети, имеющие слабое развитие художественное, речевое, общее. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происходят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики, осанки. Серьезность таких отклонений и их обратимость зависят от того, когда будет начата коррекционная работа. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Направлена на формирование у детей автоматизированных навыков в различных видах изобразительной деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. Нужно особую роль в развитии мелкой моторики отводить пальчиковым играм. Они позволяют корректировать движения каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению. Вывод Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. В процессе продуктивной деятельности активизируются сенсомоторное развитие ребенка, его пространственное восприятие, которые положительно воздействуют на развитие речи, а в целом помогают сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности. Продуктивная деятельность, встроенная в образовательный процесс ДОУ, в виде совместной и самостоятельной деятельности, способствует созданию психологической комфортности дошкольников с нарушением речи (ребёнок видит конечный продукт и радуется своим результатам), разгружает его фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, что способствует коррекции речевых недостатков и повышению речевой активности детей. За счет осуществления комплексного подхода к организации продуктивных видов деятельности, все направления коррекционно- образовательной работы в ДОУ являются взаимосвязанными взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации и выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. Показателем развивающего образования отраженного является его интегрированное содержание, где дети могут делать широкий выбор и проявлять свои интересы и творческие способности. Гипотеза проекта Продуктивная деятельность детей (как одна из специфических детских деятельностей) может быть одним из условий коррекции различных специфических речевых нарушений и сопутствующих отклонений у детей с нарушением речи, раскрытия потенциальных возможностей ребенка в процессе его развития и дальнейшей социализации в обществе. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с нарушениями речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. Деятельность с бумагой, красками, карандашами - отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и рече-двигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга. Продуктивная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, мелками), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства. Таким образом, занятия продуктивной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи у детей с речевым недоразвитием, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи. Продуктивная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. Особенно высокие показатели наблюдаются при каждодневном использовании всего наглядного материала, оречевлении всех демонстрируемых действий, предметов, их признаков и закреплении значений. Дети лучше усваивают речевой материал, когда постепенно, в течение всего периода работы, находятся в условиях самостоятельного, посильного выполнения поручений воспитателя и логопеда, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с материалом, производя с ним различные действия. Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше. Как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в работе нужно соблюдать принцип от простого к сложному, благодаря этому дети будут находиться в ситуации успеха, уверенности в своих силах и с охотой и желанием приступать к выполнению новых работ. Заключение Работая над выбранной темой, я раскрыла некоторые ее теоретические аспекты (на основе анализа литературы", а также проанализировала результаты самостоятельно проведенного исследования особенностей продуктивной деятельности дошкольников с нарушением речи и разработала упражнения, направленные на ее совершенствование. То есть задачи курсовой работы были решены. Итогом моей работы являются следующие результаты: у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики. Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей. Работа активизировала познавательно-речевые и художественные способности детей. В процессе работы родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей. Необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным, так как художественное творчество положительно влияет на психику и разум ребенка, его интеллект и чувства. “… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте”. Платон Используемая и рекомендуемая литература: 1. Гаркуша Ю. Ф . Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи . Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков. МПГУ, 1994. 2. Глухов В. П. . Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи- Недоразвитие и утрата речи. М., 1985. 3. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие/Под ред. Ю.Ф.Гаркуши.-М.: В.Секачёв, НИИ Школьных технологий, 2008. 4. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. Н.М.Назаровой.-М: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. М: Просвещение, 1979. 6. С.А.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. М: Просвещение, 1991. 7. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. - М., Просвещение, 1972. 8. Г.Григорьева Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью/ Дошкольное воспитание 1991.-№3. 9. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008. 10. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. 11. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. 12.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. М., 1972. 13.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону, 2002. 14. .Рожкова Т.В. Продуктивные виды деятельности в логопедической практике. // Логопед. 2005. № 5 15. Ресурсы интернета. 16. Хрестоматия по психологии. / Под ред.А.В. Петровского. М., 1970 Приложения Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушениями речи Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения после учебного дня проводится мышечная релаксация. Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Например: Упражнение «Кулачки» Руки на коленях, кулачки сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем Отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Упражнение «Олени» Представим себе, что мы - олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно! Быстро опустите руки. Посмотрите: мы - олени, рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, А теперь немного лени... Руки не напряжены и расслабленны. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко... Ровно... Глубоко. Упражнение «Штанга» Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление -приятно! Упражнение «Любопытная Варвара» Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед - тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно - расслабление - приятно! Шея не напряжена и расслабленна... А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - расслабление приятно! Шея не напряжена и расслабленна... Упражнение «Хоботок» Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны. Упражнение «Лягушки» Тянем губы прямо к ушкам! Потяну - перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны... Упражнение «Сердитый язык» С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы! Он на место возвращается и чудесно расслабляется. Упражнение «Горка» Спинка языка сейчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю -напряженья не люблю. Язык на место возвращается и чудесно расслабляется. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий. Упражнение «Футбол» Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. Упражнение «Снегопад» Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок. Упражнение «Бабочка» Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку: Бабочка - коробочка, полети на облачко. Там твои детки -— на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». Упражнение «Шторм в стакане» Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. Упражнение «Задуй свечу» Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнение «Бабочка» Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд. Упражнение «Рыбка» Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо - влево, вперед -назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15-20 секунд. Упражнение « Аплодисменты» Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15-20 секунд. Упражнение «Считалочка» Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика. Раз, два, три, четыре, пять. Будем пальчики считать. Крепкие и дружные. Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять. Игры на развитие свойств внимания и памяти также важны для детей с нарушениями речи. Игра «Это правда или нет» Цель игры: развитие слухового внимания. Дети должны внимательно послушать стихотворения, попытаться заметить неточности, ошибки. Это правда или нет? Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой, среди ветвей, «Га-га-га» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ -Это правда или нет? Это Оленьке известно: Что взяла клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. На кроватку ставит кружку, На паркет кладет подушку. Прячет ботики в буфет. Все на месте или нет? Если мама промолчала, Надо делать все сначала: На буфет нести подушку, На паркет поставить кружку, Сунуть ботики в кровать. Кажется не так опять? Оля смотрит виновато: Нет, стояло все не там... Помогите ей, ребята, Все расставить по местам. Игра «Запомни картинку» Цель игры: развитие произвольной памяти. Для игры заранее заготавливается 10-15 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другим. Игра «Скороговорки разной длины» Цель игры: развитие слуховой памяти. Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии: o Наш Полкан попал в капкан (5 слов). o Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов). o Грабли - грести, метла - мести, весла - вести полозья - ползти (8 слов). o В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов). Игра «Пары слов» Цель игры: развитие произвольной памяти, логического мышления. Ребенку предлагается запомнить несколько слов, предъявляя его в паре с другим. Например, кошка - молоко, мальчик - машина, стол - пирог и другие. Ребенку предлагается запомнить все другие слова из каждой пары. Затем называется первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно усложнять, увеличивая пары слов и подбирая пары слова с отдаленными смысловыми связями. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Упражнение «Филин» Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз. Упражнение «Метелки» Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста: Вы, метелки, усталость сметите. Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
1 ноября 2016 в 16:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.